пятница, 3 января 2014 г.

Экспедиция в Карелию. 2013г. 22 августа. Державная архитектура

Четверг, 22 августа.

(Лоцман) Утром, пока ребята выползали из лежбищ и размышляли на тему завтрака, я отправился на экскурсию по береговой черте. Вчера всё же поздновато до места добрались.
Красиво там! Жалко, серое небо немного скрадывает цвета пейзажа. Но, для Балтики погода почти идеальная! Тепло, ветра нет, почти штиль, дождя тоже нет. А пасмурно, так это в порядке вещей. "Свинцовая Балтика"(с) - давно сравнение придумано.
Выборг, это сейчас он "заштатный городишко" ))) А раньше это была база Балтийского Флота России. И еще раньше - основной торговый порт в этих краях. Этот рейд пестрел парусами.




 Весь берег состоит из валунов разного размера
 Гранитный кит вздыбил спину  над волнами....

 Каменные Банки скалят зубы на проходящие фарватером суда.
 (Банка или банок, подводная отмель, мешающая плаванию на судах. Словарь Даля.)
 Следы строений петровской эпохи.

(МишаМиша) Быстро позавтракали и в путь! На выезде из этого дачного поселка увидели TLC 60-ку!!! Не сфотографироваться я просто не мог! Это ж моя слабость: в экспедициях пробовать купить «шиИСЯтку! -)))

На шум вышел хозяин авто. Наш собрат, «жипер». Поболтали немного и поехали дальше. 



(Лоцман) Выборг вот он, рукой подать. Еще вчера, на въезде в город видели необычный памятник танкистам. Вообще, танки в качестве памятников совсем не редкость. Но, в основном это знаменитые Т-34 в разных его модификациях и его более тяжелые ровесники - участники ВОВ. Или, несколько реже, но тоже не мало, послевоенные,  Т-64. Здесь же, на постаменте, застыл участник Советско-Финской войны 1939-40 годов, легкий танк Т-26. Один из немногих сохранившихся.
У этого танка  грустная, но увы, характерная для России судьба. Его нашли случайно. При поисках угодившего в полынью праздного "туриста" катавшегося на снегоходе и угодившего в полынью в 2005 году. (Известная личность, депутат гос.думы, но тут история не о нем).
(Цитаты из источников в интернете) Танк Т-26 затонул в марте 1940 года, в ходе "зимней войны". Лежал на глубине 12 метров между островами Клест и Черновой в районе поселка Подборовье. В 1 км от берега.
Илистое дно Балтийского моря очень хорошо все сохранило. Перед Выборгом в заливе есть протока между островами и на быстрине образуется полынья. Туда провалился богатый человек, который катался по льду залива на мотонартах. Водолазы МЧС приехали из Москвы , чтобы найти тело. Туриста не нашли, а нашли танк и танкисты были как только что утонувшие, но потом почернели за 1-2 минуты.....
С танкистами обнаружена школьная тетрадь с записью:"Выехали на разведку". Документов нет. Лежали два неопознанных танкиста в Выборгском морге больше года, да так и похоронены - неизвестными.
Искали московского богатея, что катался по льду залива, а нашли танк, вот так. (конец цитаты)
(Лоцман) Добавлю, что по другим сведениям (Место где был найден танк) водолазы видели на дне несколько танков - 5-6 единиц, но это уже мало похоже на правду.

(МишаМиша) немного поколесили и встали где-то в центре старого Выборга на площади. Дальше решено ходить пешком – больше увидим. 


Еще с площади заприметили старый замок с башней. Нам туда! (Выборгский замок)

Идем по улочкам, удивляемся своеобразной архитектуре. Улочки узкие, с подъемами и спусками (холмистый город), мостовые еще те, по которым ходили современника Петра! Каждый камень города дышит историей. Она даже в воздухе! Причем очень чувствуется финское влияние. И не зря! Выборг много раз переходил с одних рук в другие. Некоторые местные жители даже прекрасно знают финский язык!




Старый замок оказался еще закрыт (сильно рано приехали). Решаем идти гулять дальше.
Памятник генерал-адмиралу Федору Максимовичу Апраксину одному из ближайших сподвижников Петра.

Арка, с выбегающей из нее булыжной дорогой. Встречная бабулька-одуванчик пояснила – это знаменитая «Королевская дорога» - когда-то она начиналась от ворот дворца шведского короля и заканчивалась тут, в воротах Выборга! 
По ней мы вышли к современной уже дороге, ведущей в Парк Монрепо.(Спросили стайку местной молодежи - да, говорят, тут минут десять пешком!) Пехом туда идти с пол-часа. Дошли:

Ознакомились со схемой парка и поняли, что гулять тут надо часа 2-3, не меньше. Интересно, красиво, но мы тогда сегодня из Выборга не уедем! Даже билеты покупать не стали. Оставили на "когда-нибудь потом". Двинулись обратно. Еще 20-25 минут… Уже открылся «Выборгский Замок», купили билеты на башню без посещений остальных помещений-музеев (увы, время-время поджимало, на весь Выборг у нас было пол-дня) и вперед, к небу!!!
Ступенек там фигова гора! Там внизу даже написано сколько их. А так же вывешено предупреждение, что сердечникам быть аккуратнее – не все осиливали такой подъем.









На верху красота! Вид на город шикарный! Заодно увидели башню с часами, куда решили зайти посмотреть. Как раз на пути к машине. 


Спустились, идем бродить по городу:

Вот она, эта башня. Вся старая, пошарпаная временем… но часы ИДУТ и показывают точное время!!! 
Что интересно, вплотную к ней пристроен вполне современный дом. Вокруг еще и еще дома… И все это как-то уживается в какой-то странной гармонии…


За башней оказался небольшой мемориал погибшим во время войны финнам. На нем внизу написано "Финляндское государство". Мы так и не поняли: это означает, что финляндское государство поставило этот памятник в память о погибших, или это кусок территории Финляндии?


Тут же во дворе ведутся раскопки! 

И тут же гуляют молодые красивые мамаши с детками!!!
Это обычный Выборгский двор! Вот так дела…
Разумеется знакомимся с представительницами славного города Выборг -))) После непродолжительной светской беседы стали откланиваться, заодно узнав, где тут поблизости можно отобедать. Милейшая представительница группы молодых мам любезно объяснила нам, как пройти в столовую, замысловато изогнув кисть своей очаровательной ручки и указав куда-то в сторону. Это означало, что надо пройти влево, потом чуть вправо и еще чуть-чуть завернуть за поворот… Я сразу заподозрил, что по таким выгибам руки мы не найдем этого места :-))) Уточнил адрес. Не получилось. Удалось узнать только название улицы. Ул. Театральная 1. Как оказалось, не зря!
(Лоцман) Пока блуждали по улицам, получилась небольшая экскурсия:
В 17-м веке Выборг был застроен вот такими домиками и его кривые улочки повторяли неровности ландшафта.
Первый этаж домов использовался для хозяйственных нужд, а второй был жилым.
В 1638 году по приказу генерал-губернатора Питера Брахе были начаты работы по спрямлению улиц и укреплению городских валов.
В 1457-м под руководством наместника Замка Эрика Тотта вокруг города возведена каменная стена с10-ю башнями. Сейчас сохранилась только одна. Башня Ратуши.

(МишаМиша) По направлению ручки и указаниям "налево-направо" найти не удалось. Но мы отыскали нужную улицу и там уже нас местные жительницы направили в правильную сторону. Немного в глубине двора находится приличная такая столовка. Накормили нас сытно, вкусно и совсем не дорого! Усталость несколько схлынула. 
Увы, время доступное нам для осмотра Выборга почти истекло. Возвратились "короткими путями" через город к машине.

В час дня выезжаем из Выборга на Кронштадт. Едем вдоль финского залива. Неплохо бы искупаться в Балтийском море перед отъездом! Цели самые благие: во-первых, из нас никто, кроме Лоцмана, не купался в Балтийском море; во-вторых, мы опять грязные! Хочется освежиться. 
Пробуем свернуть в один из отворотов с трассы. Встречаем бабушку-грибницу. Спрашиваем, доедим ли до воды? Конечно, утверждает она! Едем. Выезжаем на берег, поросший не то камышом, не то осокой какой-то… Короче болото! Возвращаемся. Вторая попытка схода к воде была более удачной. Песочек, камни, берег чистый, без растительности. Неподалеку в беседочке сидит семья, отдыхают, дышат воздухом. Все в ТЕПЛЫХ куртках!(22-е АВГУСТА!!)

 Мы же в футболках пробуем лезть в воду купаться! Наверное, со стороны были похоже на дебилов!
 (прим. Лоцмана – ну почему дебилов? «Славик-и-Димон» ;-))) ) На улице градусов 16, вода холодная, дует ветер, воды в заливе по колено (в "глубине" виднеются камни, торчащие из воды!), вода с каким-то водорослями… Купаться категорически не хочется. Мало того, что холодно, так еще и грязно… Единогласно решено, что Черное море лучше. А Питерцев, которые два года назад на "Среднем Дону" так рвались на Черное море погреться, мы наконец-то поняли. 
В итоге уезжаем не искупавшись. В принципе до дома 2 дня пути… Потерпим! 
Чего мы поперлись опять в следующий съезд к берегу, уже не помню. Явно не купаться :-))

Но факт остается фактом: мы на таком же пляже, как и до этого, только чуть более обустроенном для отдыха людей.
Явно, без такого «домика» более чем час-два на берегу Залива не высидеть!! ))) И даже ласты оставлены до следующего лета.

Бедные они, бедные. Сезон у них длится всего лишь месяц. Потом холодно. Да и в сезон, говорят, вода не сильно теплая. +15-17С – это для них теплота!!! Обратите внимание на погоду: тучи и нет солнца. Так у них почти всегда… Стали с пониманием относится к приезжим, купающимся в нашем море…
На берегу заросли какого-то крупного шиповника. Ни разу такого не видел. Взяли домой семена. 


И так, вдоль Финского залива, едем в Кронштадт… Ближе к Питеру вдоль всего побережья куча санаториев, баз отдыха, пансионатов… Друг на дружке. Люди до сих пор там еще отдыхают, дышат воздухом, гуляют… В принципе, там действительно здорово: сосны, морской воздух, не жарко, территории большие и благоустроены. За исключением теплого моря есть всё! Нам, южанам, надо туда на лето ездить от жары спасаться -))) 

В Питер нынче дороги у нас нет. Смысла ехать на пол дня нет никакого. Там надо несколько дней походить, прочувствовать… Поэтому сегодня только Кронштадт с посещением близких и памятных Лоцману мест. 
(Лоцман) Последний раз я тут был еще в 1987году. Многое поменялось с тех пор. Закрытый военный город, сердце Флота, колыбель всех наших «кругосветок» и полярных экспедиций, по земле которого ходили Беллинсгаузен и Лазарев, уходил в море Иван Крузенштерн, и отправлялся на встречу Кончите Аргуэльо Николай Петрович Резанов (прообразы героев рок-оперы «Юнона и Авось») где, впервые в мире, Попов отбил позывные в радиоэфир, и откуда в 1903-м ушел на Дальний восток крейсер «Варяг», а 1942-м наводил ужас на «фрицев», своими 9-ю уцелевшими 305мм орудиями, полузатопленный, но не спустивший флага линкор «Марат», этот город умирает. Как Франкенштейн, зияя провалами окон пустых зданий и «швами» скоропалительных косметических ремонтов (баннеры имитирующие фасады), он перерождается в «матрешку для туристов» - символ самого себя былого.


И только Петр 1-й, с высоты своего постамента, окруженного вкопанными в землю трофейными пушками с пленееных вражеских кораблей, грустно смотрит на пустой внутренний рейд и на бабулек, торгующих у его ног сувенирными магнитиками «Кронштадт», китайского производства…. Грустно.

(историческая справка) 24 июня 1858 года клипер «Опричник» отправился из Кронштадта на Дальний Восток в составе 2-го Амурского отряда под командованием капитана 1-го ранга А. А. Попова с дипломатичскими и исследовательскими целями.
Миссия была с честью выполнена и корабль получил приказ отправиться в обратный путь. Из порта Шанхай клипер ушел 31 октября 1861 года, после дозаправки в порту Батавия (Джакарта), 26 ноября, вышел в Индийский океан и больше о нем вестей не поступало...
Поиски экипажа клипера «Опричник» не принесли результатов. По заключению Морского министерства, основанному на свидетельствах судов, находяихся в то время в Индийском океане, - вероятно клипер затонул во время сильного урагана.


(историческая справка) 9 (21) сентября 1827 года недалеко от острова Сицилия в районе Палермо, где проходил линейный корабль «Азов» начинался шторм. В 9 часов утра один из матросов, находившийся на рее для уборки крюйселя (паруса на бизань-мачте, порядка 12-15 м над водой) сорвался, и упал в море.
Александр Домашенко, находясь в каюте, выскочил на палубу, и бросился в море, чтобы спасти человека. Он подхватил утопающего, но нашедший шквал отбросил их далеко от корабля. Уже была спущена на воду шлюпка, но её экипаж не смог спасти моряков.
Команда корабля была поражена этим отважным поступком, и в течение года, на собранные экипажем корабля «Азов» деньги, был создан памятник
Государь Император Николай Павлович повелел производить матери Домашенко, в «пенсион по смерть двойной оклад против того, который получал сын, и ежели есть сестры, то распространить право на пенсию и на них, до замужества; а об отличном подвиге мичмана Домашенко объявить по флоту в приказе».
Памятник мичману А.А. Домашенко самый старый из сохранившихся в Кронштадте памятников.


(историческая справка) 31 марта 1904 года эскадренный броненосец «Петропавловск» подорвался на мине недалеко от Порт-Артура, и в течение двух минут затонул в водах Японского моря. Погибло около 650 человек, удалось спасти 80 человек. Вице-адмирал С. О. Макаров погиб на мостике «Петропавловска», вероятно, от обломка корабля. 

Про адмирала Макарова можно писать статьи и романы. Можно слагать песни и былины. "Дед Флота Российского", как в шутку его называли подчиненные.родился 27 декабря 1848 г. в пропахшем солнцем и морем Николаеве в семье потомственного солдата. Были в России и такие династии. Солдатами были оба его деда, а отец только за полгода до рождения сына выслужился в прапорщики – событие по тем временам редкое. Его путь к адмиральским погонам был долог и тернист. Но, пожалуй, не было человека, (кроме, может быть Петра 1) сделавшего для флота больше! Исследователь и Ученый. Изобретатель. Океанограф. Флотоводец. Реформатор флота. Разработчик основ теории и тактики современного морского боя. Основоположник теории непотопляемости корабля. По его проекту построен первый в мире ледокол "Ермак". С его подачи стали применяться "минные катера" (предтечи торпед) Его отчет об экспедиции "Ермак" во льдах", не потерял актуальности до сих пор!
Но, пожалуй ярче всего о его заслугах говорит уважение его врагов. Врагов вышедших победителями в той войне!
Японский поэт Исикава Такубоку в 1904 году написал стихотворение «Памяти адмирала Макарова»[4], содержащее следующие строки:

Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи,
Не наносите яростных ударов,
Замрите со склоненной головой
При звуках имени его: Макаров.
Его я славлю в час вражды слепой
Сквозь грозный рев потопа и пожаров.
В морской пучине, там где вал кипит,
Защитник Порт-Артура ныне спит.

Его потеря для России была невосполнима и ощутимо сказалась на ходе войны на море. Память о таких людях не стареет. 

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-9783/

(МишаМиша) Погуляли по городу, Лоцман провел нас по всему Кронштадту. Интересный и своеобразный городок. Небольшой по размерам, но очень важный в истории России. Сейчас, конечно, это не особо ощущается… Но раньше, видимо, все так и было.





На фото - кусок плиты бортовой брони линкона "Октябрьская Революция".
Пытались покушать где-нибудь в кафешке – не получилось. Ну не попалось нам ничего стоящего. В сквере, рядом с лабораторией Попова, откуда было произведено первое вещание радиоприемника и где ему установлен памятник, нашли баню. Хотели попариться да цены нас несколько отпугнули… Всё. Мы окончательно устали и хотим ехать в сторону дома, кушать, купаться… Время почти 8 вечера, а мы только выдвигаемся из Кронштадта – последней точки нашей Экспедиции. 
(МишаМиша) На выезде из Кронштадта, пока еще не сильно поздно, звоним Монстроходу, уточнить, как нам лучше проехать по Москве. Он нам озвучил «точку не возврата»: в пятницу, с обеда, вся Москва начнет выезжать из города. Пробки будут «мертвые»! Значит, нам надо быть там раньше. Гораздо раньше! И до обеда уже проскочить весь МКАД и оказаться километров на 150 от Москвы. Только тогда мы не попадем в пробки. Принимаем решение ехать "не вынимая" (без остановок). Время, отпущенное на Путешествие кончается. Все подустали от дороги и кочевой жизни, а скоро «на работу». Глядишь, 23-го ночью и домой вернемся! А это еще 2 дня выходных на отсып и акклиматизацию :-))) 

Сказано – сделано! «Едем до упора». Меняемся местами. По очереди спим. Машина не глушится и едет без перерывов… Пробка в Вышнем Волочке ночью отсутствует и город пропускает на без потери времени.

Продолжение: 23-24 августа. Пора домой....
 
;