четверг, 9 января 2014 г.

Экспедиция в Карелию 2013г. 15 августа "Вытегра"

Четверг, 15 августа.

(фотоальбом "Золотое Кольцо" Онега)
(Лоцман) Проснулись в бодром расположении духа… Точнее расположение было «бодрящее» - на улице +12С! И это в АВГУСТЕ! Подурачились вспомнив что еще пать дней назад «парились» в нашем августовском зное. Завидуйте, земляки!
        Обдумали дальнейший план действий…
Вчера, на въезде в Вытегру, видели объявление о музее-подводной лодке! Решено – идем на экскурсию! 
  Вообще, в этой экспедиции роли распределились как-то сами собой и очень удачно! МишаМиша – практически бессменный пилот, Бармалей – повар (он заявил – КОК!), ну а я … (назвался груздем… тьфу, лоцманом – полезай в кузов!))) я отвечаю за «информацию». Пока едем в Вытегру я рассказываю компаньонам о местности. Весьма скудно рассказываю! Что случайно узнал-вспомнил. Между тем, у нас в багаже лежит «дорожная книга экспедиции Волок», от Юры-гелика, все мы о ее существовании знаем, но вспомнили о ней только уже В КРАСНОДАРЕ!!! Клоуны….!!! )))

г.ВЫТЕГРА

 (Небольшая историческая справка) 
       С 1710 года стала известна деревня Вянги, находящаяся на речке Вянге, впадающей в Вытегру. Через деревню проходил торговый путь из Архангельска в Санкт-Петербург. С 1773 года поселение было преобразовано в город Вытегру по названию реки. 
По указу Петра I в 1710 г. шотландский инженер Дж. Перри произвёл исследования на водоразделе между Онежским и Белым озёрами, составил проекты будущего канала. В 1715 выше Вянгинской пристани была заложена государственная верфь, где до 1847 г. строились суда.
    С 1810 г. начала действовать система деревянных шлюзов Мариинского канала. В 1964 (после коренной реконструкции) Волго-Балтийский водный путь, заменивший Мариинскую водную систему, заметно оживил экономическую жизнь города.
          Каналы и шлюзы – любопытная достопримечательность городка.
     
Въезжаем в Вытегру. Стоп! Дальше ехать решительно нельзя! При переезде моста через шлюзы увидели большой сухогруз, зашедший на шлюзование! Бросаем машину и бегом назад, смотреть процесс! А процесс, скажу я вам, действительно впечатляющий. «Кораблик» длинной больше 100 метров и шириной около 20, втискивается в узенькую канавку шлюза, едва не касаясь стенок бортами! 
        Медленно и степенно он втягивается вовнутрь. Запас по ширине – кажется сантиметры! Швартуется. Гудок, и вскипает вода у нас под ногами – это включились насосы. Уровень падает на глазах! Перепад высот большой – метров 15. И этот объем воды ушел буквально за 15-20 минут! И вот вздрогнули и медленно начинают отворяться ближние к нам ворота шлюза. Гигант зажатый бетонными стенами двинулся на свободу! 
       (МишаМиша) Зафотографировали, закрыли друг другу рты, открытые от удивления, и поехали дальше. По плану – посещение подводной лодки Б440
            (прим. Лоцмана. Подводные лодки проекта 641 — серия советских дизель-электрических подводных лодок (Foxtrot по классификации НАТО). Было построено 75 кораблей, в том числе 17 на экспорт в военно-морские силы Польши, Индии, Ливии и Кубы
Списанная Б-427 была продана в 1995 в Австралию, а через 3 года заняла место в качестве музея в Лонг-Бич,США, а Б-440 — в Вытегре Вологодской области.
Списанная Б-39 находится сейчас в морском музее Сан-Диего, США.
Подводная лодка «Запорожье» — единственная субмарина в составе ВМС Украины (с 1997 по 2012 находилась в ремонте). Последняя подводная лодка проекта 641, которая до сих пор находится в строю.) 
       (МишаМиша) Купили билеты на подлодку, зашли вовнутрь. Там нас неожиданно встретили симпатичные молоденькие экскурсоводши, предложив свои услуги "мимо кассы". Услуги экскурсоводов, разумеется, а не то, что вы подумали! Лоцман уверил нас, что знает эту лодку как свои 20 пальцев (прим. Лоцмана – Эх, ДЕМБЕЛЬ-87. Кронштадт. Кто служил, тот поймет), и мы пошли сами. Но Вова не мог удержаться и стал налаживать контакты с местным населением женского пола.


Экскурсия прошла интересно. Лоцман реально все там знал и многое нам поведал. Ушли мы практически подводниками -)))
         По пути увидели кафешку. Время обеда. Что делать? Конечно кушать! Особенно после того, как Вова сходил внутрь и увидел цены. Дива-дивные)))) – салаты по 17-21 руб. На 520 рублей мы втроем наелись от пуза. Первое, второе, компот и даже пирожок с рыбой! 
             Пора в путь! Уж сегодня-то мы точно доедем до Карелии и Онежского озера! 
Бармалей опять сдерживает наш порыв! Нужно пополнить запасы продуктов и купить Вове штаны. Становится прохладно, шорты уже не катят, а в джинсах как-то не удобно. Решаем купить на местном рыночке Вовке треники -)))
        К этому моменту Миша Novice нам сбросил координаты отворота на гать, ведущую на Онежское озеро. Более того, мы уже знали, что они решили все домашние вопросы и с папой-Вадимом выдвинулись нас догонять! Вот это была новость, вот это была радость!!! 

Онего озеро

        Точка отворота на гать у нас не билась. Карта несколько смещалась относительно местности и точка оказалась посередине поселка совсем с другой стороны от трассы. Все это внесло некую сумятицу в наши ряды. Ищем начало гати методом «научного тыка».

       (Лоцман) Нужно заметить, что до этого никто из нашего экипажа в этих краях не бывал. Настоящих болот не видел (Миша-урожденный сочинец, Лоцман – коренной житель Краснодара, а Бармалей, так вообще из Алма-Аты!!!) И как выглядит гать – знаем только в теории.

            Нашли уходящую от асфальта в лес дорожку всю уложенную древесной щепой. Свежей! ГАТЬ? – пошли разведывать. Не то… Проезда нет. Стоянка лесорубов.
Едем дальше. Снова в лес уходит дорожка из щепы. На этот раз старая, полусгнившая. Это? Опять не то…. Когда-то там была делянка. 

Решаем найти дорожку на озеро по OZIку и ехать по ней. Нашли. Съезжаем с дороги и едем…..
Проехали совсем чуть-чуть и вот:
Лужица-то была совсем ни о чем, А вот поди ж ты… Тут вам не там. Это болото… Сидим мертво. Пытаемся самовытаскиваться.
       (МишаМиша) Самый смак в том, что надвигается дождь, дует приличный ветер, а у нас со вчерашнего дня не открывается капот – порвался тросик замка. А блок управления лебедки смонтирован под капотом. Причем, мы же все трое опытные джиперы-со-стажем. Про тросик мы знаем, и даже, прежде чем свернуть с асфальта останавливались и обсуждали, что нужно «пока на чистом» открыть капот. Да и подстравить резину – не лишнее. В результате оживленной дискуссии пришли к выводу, что добираться до замка весьма трудоемко, а ломать решетку радиатора жалко… на том и успокоились…. А колеса стравить и вообще забыли.!!!!! -))) 
     
СИДИМ. Под рукой только Джек. Пытаемся джечиться – фигвам получается. Болото все-таки. Джек уходит вниз быстрее, чем поднимается машина. 
       Лоцман, видя наши потуги и, как более опытный, понимает, что ничего у нас не выйдет и пошел вперед на разведку дороги. Вернулся, сказал, что там только остатки КРАЗа в виде покрышки и воздушного фильтра, а немного далее разбитые опорные катки от тяжелой гусеничной техники подозрительно похожие на малые катки немецкого танка Pz Kpfw II… И дальше дорожка превращаясь в тропу теряется в заболоченном лесу..
       Дороги в нашем понимании нет. Провозившись еще полчаса, решаем, что правильнее будет заняться решением вопроса открывания капота. 
        Лоцман пошел на трассу ловить кого-нибудь нас поддернуть. Надо отметить, что пошел он в грязных резиновых сапогах, старой полевой милицейской форме без погонов и с буксирным тросом через плечо. Тот еще видон -))) 
         (прим. Лоцмана) В это время, Novice «пролетая» на Паджерике где-то в районе Москвы и поддерживая с нами связь с помощью интернета и СМС публикует на форуме «Краснодар4х4» тему «Нужна эвакуация»… Мол – «наши ребята застряли, нужно «дернуть»! Может кто ближе есть? А то мне еще 600 км ехать…..» 
        Мы же с Вовой, изучив конструкцию, решаем открутить замок капота и поднять его вместе с капотом. А там уже думать. Через минут сорок (прим. Лоцмана. напомню – стоя в грязи по колено и согнувшись «буквой ЗЮ») ювелирного движения моими ловкими руками между решеткой и радиатором приводят к тому, что капот открылся! УРА!!! Мы так громко заорали, что сразу откуда-то появился Лоцман -))) Конечно же, ему никто не остановился и не помог. Страшный он и подозрительный! -)))
      Мы быстренько залебедились, развернулись, и поехали отседова -))) Выехали обратно на дорогу, отремонтировали тросик на замке, накачали колеса и решили проехать еще чуть севернее поискать гать. Через буквально пару-тройку минут движения видим на обочине стоящую группу «московских» внедорожников. Разворачиваемся, подъезжаем к ребятам, спрашиваем, где тут гать на Онего-озеро. Они сами не знают, но ждут товарища, который знает эту дорожку и проведет их туда. 
Просим разрешения присоединиться. Не возражают, но поглядывают на нас слегка пренебрежительно. На вопрос – на каком канале связь, получаем не внятный ответ о каких то сложностях в настройке раций и «не таких»(с) частотах… Ну и ладно. Москвичи, что с них взять? «В чужой монастырь» как говорится….
Подъехал их проводник. Двинулись!
И вот мы повернули «на гать».


    (Лоцман) Миши Noviceа фраза «с асфальта повернете на гать» оказывается означала широченную грунтовую дорожку (естественно мы ее видели, но и подумать не могли, что ЭТО «гать») по которой с частотой рейсовых автобусов ходят тягачи с лесом. И только через 6-7 км и сделав повороты на двух перекрестках мы наконец выбрались на саму ГАТЬ! 

ГАТЬ!

(Бывалые путешественники могут пропустить эту ремарку.)
Как-то никогда не задумывался над этим понятием. Само то слово привычное. То в фильме мелькнет, то в рассказе каком услышишь… Гать и Гать… даже для нашего кубанского уха подзатерлось словечко. 
А тут впервые увидели в живую!
Представьте себе огромное ровное пространство. Болото.

       И в горизонт уходит, прямая как стрела дорога, сложенная из бревен. Поперек. Бревно к бревну… У нас в предгорьях встречаются штабеля круглого леса – временные склады древесины. Вот представьте такой штабель, длинной 5-6 километров, шириной метров 5 и «высотой» в рост человека(!!!) утопленный в болоте! Верхний край едва-едва над поверхностью воды проглядывает, а то и ниже ее. 
А по обеим сторонам бескрайняя равнина укрытая плотным зеленым ковром растений. «Ковровое болото». Стоять можно, бегать можно, но в сапогах. Чуть постоял на одном месте и вода натекает по щиколотку. А они (местные жиперы) тут ЕЗДЯТ!!! 

Онего-озеро 

      (МишаМиша) И вот оно – Онего-озеро!!! Это был взрыв эмоций!!! Мы наконец-то доехали!!! Это настоящее озеро Онего!!! Оно большое! Оно шумит! На нем шторм!!! Как на море!!! Кричали и бегали, как дети! 
    
         А времени уже почти 8 вечера. Надо ставить лагерь. Вокруг было грязновато в плане бытового мусора – всё-таки главный выезд к озеру в этом месте. Решили поискать более укромное и чистое. Отъехали на пару км в сторонку, выбрали площадку под соснами, стали раскладывать лагерь и готовиться к приезду Миши с папой-Вадимом. В месте стоянки была кое-какая связь и мы могли созваниваться по телефону. Отправили им через Навител точку нашей стоянки. Они двинулись на нее.
       Мы же разложились, расставились, готовим кушать, предварительно отметив парой-тройкой тостов наш приезд. Накрапывает дождик, дует ветер с озера… Но мы под укрытием пригорка и под прикрытием тента от дождика. У нас эйфория страшная, настроение отменное, душа поет!!! Мы здесь! Мы это видим!!! Это всё настоящее!!!!! 

    Под это настроение как-то незаметно и кончилась первая (правда вчера еще початая) бутылочка хреновки.
     Ближе к полуночи мы вдруг услышали Noviceа в рацию! Вот это номер! Как же так быстро? Они там что, на вертолете летят что ли? Связь четкая, они где-то рядом??? И действительно, они вышли на гать. Нас разделяют каких-то 10 км! 
(VТs - “папа Вадим”)Получаем координаты решающих точек. Уже в темноте по ним выходим на дистанцию прямой связи по LPD: "Будешь ехать по гати, лужи не объезжай. И бревна не объезжай, чеши прямо по ним. А то попадешь в болото". Темно, не видно же ничего, кроме 5 метров перед фарами – но ребята знали, что советовали. Я: "Миша (Novice), ты почему едешь по луже, когда можно по бревнам? Под водой – ой! – такие же бревна, но их еще и не видно!" – "По лужам не так страшно".
       В полночь выезжаем к стоянке. Дождь, какой-то субтильный тентик над головой, и негде сесть по сухому. Но горячий ужин! И теплая встреча! Хорошо слышно, как штормит Озеро. Не как на море – накат, откат – а ревет монотонно и ровно. 

(МишаМиша) И вот сквозь деревья пробивает дальний свет фар, они кричат в рацию, что видят наш фонарь, освещающий лагерь! ВСТРЕЧА!!!! Они тоже доехали! Они тоже смогли вырваться и догнать нас!!! Причем им было даже сложнее все это сделать. Они решали проблемы, неожиданно навалившиеся на них и решили. Они пролетели эти 2300 км менее, чем за двое суток! Радости не было предела!!! Это было какое-то чудо! 
Как по заказу закончился дождик, и мы просидели часов до 3 ночи, рассказывая друг другу свои приключения и делясь эмоциями. 

(ехидное прим. Лоцмана ) МишиМиша, на радостях, допустил роковую ошибку…. Достал вторую бутылку «Хреновки». Да не простую, а с сюрпризом! На этикетке скромно значилось 0,5л… это потом, утром (к обеду) мы рассмотрели на стекле донышка истину – 0,7(!!!) Вот там-то, «на донышке» и пряталось ЗЛО! … потому что, потом, что-то нашлось в багаже у Noviceа… потом часть экспедиционеров распугала всех медведей в округе…. 
Словом – на следующий день пришлось устроить дневку….. в ожидании восполнения потерь личного состава. 
Зато он целиком был посвящен впитыванию не яркого очарования ковровых болот и более близким знакомством с их флорой и фауной. А так же купанию в Онеге!

(Небольшое лирическое отступление. МишаМиша)
В этой поездке очень много было случайностей, положительно повлиявших на всю Экспедицию. 
Во-первых, мы неожиданно для себя стали задерживаться в городах Золотого кольца. Изначально этого в планах не было. Мы планировали ночью вторника уже быть здесь, на Онежском озере. А приехали только ночью четверга.
Во-вторых, не свернув в неправильный поворот и не застряв там, мы бы не встретили москвичей, которые проводили нас по гати на Озеро. Без этого, мы бы уехали севернее и искали бы ночевку там. А там, как выяснилось, подъездов к озеру не было. 
Были и еще куча случайностей, которые в какой-то мере повлияли на дальнейшее развитие Экспедиции. Но о них чуть позже. 

Так вот эти две случайности позволили нашим командам соединиться. Пусть и не в полном составе, как изначально планировалось, но это произошло. Как признавался позже Миша, если бы мы попали на Озеро на один день раньше, и потом уехали в Медвежьегорск, то они бы нас просто не стали догонять. Это было бы невозможно. Под Медвежьегорском нас ловить уже было бы не интересно, ибо прошла бы половина Экспедиции и интересных мест. 

********* 
Далее, Экспедиция переходила в новый формат и обещала быть еще интереснее…

Продолжение: 16-17 августа. Онегоозеро
 
;