вторник, 5 августа 2014 г.

Крымская разведка 2014. Часть5. Севастополь-Балаклава-Алупка

Фотоальбом№3 к статье


Севастополь


И снова асфальтовый пробег. Вообще, 90% пробегов в Крыму пришлись на асфальт. Еще 9,9% на гравийки... зато уж остальное — чистое рубилово!!!! )))
С Севастополя начинается наша «культурная навигация» - в планах посещение культурных и исторических памятников. И первая точка - «Екатерининская миля». 

Историческая справка:
Екатери́нинская ми́ля — памятники истории и архитектуры, дорожные знаки, построенные в 1784—1787 гг. на предполагаемом пути следования императрицы Екатерины Великой в Крым. Инициатором установки этих знаков, по-видимому, был правитель Таврической области Василий Васильевич Нечуй-Коховский. Его предложение князю Григорию Александровичу Потёмкину было одобрено. Потемкин велел установить верстовые столбы на каждой версте, и особые «мили» через каждые 10 вёрст. К настоящему времени сохранились только «мили». О верстовых столбах информации нет. Екатерининская миля — первые в России дорожные знаки. (с)(Википедия)
Вообще-то ближайшая к нам «миля» находилась в Бахчисарае, но мы так стремились в Севастополь, что просто забыли про нее! А поскольку информация перед поездкой как всегда собиралась «в последний день», воображение рисовало что-то величественное, типа нашей Триумфальной арки или хотя бы высокого обелиска увенчанного чугунным орлом … прочитать про нее мы прочитали, а вот фото глянуть не удосужились. В результате, почти случайно, уже проехав мимо, увидел невзрачный побеленный столбик с небольшой мраморной табличкой.




Даже задерживаться не стали ))))

На Севастополь отдельно нужно выделять минимум пару дней времени. Тут есть ради чего. Наша же цель — разведка, а время уже перевалило за середину дня. Наметили несколько точек — 30-я и 35-я батареи, Балаклава. Большего мы за остаток дня все равно не успевали. Тем более, что сегодня Сергей уезжал домой. Увы, мы выходили на финишную прямую. 
По дороге заехали на красивую сетевую заправку. Чистая европа! )))) Новые «супер»Роснефти почти дотягивают до ее уровня. ))) Пока пили вкусный кофе и заправлялись Оксана-свет-Григорьевна прошлась по магазину и обнаружила широкий выбор «Первака» всего по 105 руб за 0,5л! «Первак домашнiй пшеничний подвiйного перегону з хреном» горiлка особлива - ну как мимо такого можно пройти???? Песня!!!! (Забегая вперед, скажу, сим действием ооченно расстроили МишуМишу. Подарили ему образец. И после дегустации он очень ругался! Ничего святого — говорит. Украли у него «кляты хохлы» тайный рецепт его божественной «Хреновки»!!! Один в один!!! ))) )

Следующая точка — 30-я береговая батарея. Обе батареи были одними из основных опорных пунктов обороны Севастополя. Обе были взорваны своими защитниками, но не сдались врагу. А вот после войны их ждала разная судьба. 35-я, последняя точка обороны, буквально до последнего десятилетия так и лежала в руинах. Сейчас там огромный мемориальный комплекс. А 30-ку восстановили еще в начале 50-х. В интернете видел съемки внутри батареи. На ютубе — ролик про работу ее артиллерийских механизмов. Мне доводилось бывать в таких укреплениях. В Кронштадте, на фортах. В Карелии — на бывших финских укреплениях, да и на нашем берегу, на мысе Панагия. Но, везде это были разрушенные и разоренные сооружения. Очень хотелось попасть в практически действующие.

Изображение

Изображение

Увы, нас ждало разочарование. У ворот нас встретил бравый мичман — старший наряда и вдребезги разбил лучшие чаянья!

Изображение
- Это территория воинской части.
- А разве тут нет музея?
- Ничего об этом не знаю! Покиньте территорию объекта. 
- Хм... вот так. Обломс.
Пришлось довольствоваться внешним обзором, через колючую проволоку. Не представляю, зачем СОВРЕМЕННОМУ флоту ТАКАЯ батарея в действующем составе?!
Решаем ехать сначала в Балаклаву, а потом уже на 35-ю. 

Исторические справки по Севастополю:
Инкерман — отличный рассказ про историю этого места. Рекомендую.
http://dikaja-ahineja.livejournal.com/908623.html

Балаклава
Наш путь лежит в противоположную часть города. Если Симферополь мы, благодаря помощи Жени (sparкина) со товарищи, проскочили вечером, по окраине, то Севастополь рассмотреть время у нас было. Большой город есть большой город. И транспорта 10:1 по отношению к любому другому месту Крыма, и дороги получше... Красивая бухта. Множество памятников. Не один день тут можно провести. Очередной раз увы, мы торопимся... 

Здесь, рядом есть уникальное место. Даже севастопольская бухта, она не такая. Длиннее, шире. Балаклавская похожа одновременно на норвежский фиорд в миниатюре и Амальфийское побережье Италии. Узкая, глубокая, изогнутая как ятаган, бухта зажатая горами. Набережная, вдоль которой плотной стайкой толпятся яхты и катера малого флота, куча уютных кафешек прям у уреза воды... башни древней крепости некогда замыкавшей вход в бухту. Красиво! И совсем не похоже на привычное нам Черноморское побережье.
Слева (если стать лицом к морю), вверх по склону вьется серпантин прорубленной в скале дороги. С самого верха, с перевала, открываются отличные виды!

Изображение

Одно из достопримечательных сооружений в Балаклаве, наследие холодной войны — подземная база подводных лодок.
Представьте метро в котором вместо поездов ходят катера и подводные лодки! ))) И еще целый лабиринт комнат и переходов.

Изображение


Двери-ворота построенные так, чтоб выдержать атомный взрыв
  Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

и отдельные кабинеты-сейфы. Именно так! Прям на двери написано «кабинет-сейф №4»... представьте такое ...рабочее место.... а в нем еще и ниша-шкаф-сейф! «Дверца» из стали толщиной 5-6 см! Поработал с документами и убрал... в … шкафчик.... )))

Изображение

И даже входы-выходы для рабочих, ИТР и морячков-команд ПЛ были разные! Или вообще отдельные коридоры, или если по другому нельзя — сдвижные брезентовые шторы. Чтоб, не дай бог, лиц других работников не увидеть! СЕКРЕТНО!
Фундаментальная постройка! Но, говорят, не самая крупная!

Историческая справка
База подводных лодок в Балаклаве 
3D виртуальный тур по подземной базе 

Следующий объект — 35-я береговая батарея.
Не благодарное это дело, описывать увиденное там. И услышанное. Последняя точка обороны Севастополя. Лысый, голый, лишенный воды мысок, в окопах которого, и в его подземельях тогда собралось 70 тысяч человек. Военные и гражданские. Практически без средств к обороне и без надежды на эвакуацию. 
Официальный сайт батареи очень … корректен. Экскурсоводы на месте рассказывают откровенней и жестче. Историю героизма одних и … шкурничества других. Историю «списания потерь»... Сейчас трудно судить — действительно ли это был вынужденный шаг нашего командования или «рапорт наверх»... чтоб прикрыть свою...

Изображение


Словом, посещение батареи оставило очень глубокий эмоциональный след. Это одно из тех мест, куда нужно возить школьников на уроки истории. И патриотизма.
Официальный сайт 35-й батареи http://35batery.ru/ru/history.html 
Впрочем, таков и весь Севастополь. Во всей своей истории. 
Сюда нужно приезжать специально. С детьми. И не на один день.

Изображение

Южный берег Крыма. Алупка

Изображение

Настала пора разделяться. Серега сегодня поворачивает домой. Дела...
Жаль. Это была хорошая поездка и отличная компания. Ну да не последний раз! Попутных дорог! Нам всем!

Ну а мы едем дальше. Поздновато, 4 часа дня. А нам 80 км серпантинов и найти место ночевки еще. Сегодня планируем снова «ночевать под крышей», ведь едем в самую цивилизованную, обжитую курортниками часть Крыма.

Отличная трасса. Правда (мы не знали) идущая мимо всех населенных пунктов. Автострада. Соответственно, мест остановки почти не предусмотрено и все прибрежные красоты мы замечали уже «пролетая мимо»! Только и успевали сказать — ой, смотри, там.... проехали! ))))) 
Когда такой «пролет» надоел, свернули в первый попавшийся съезд. На карте обозначено «старое алуштинское шоссе». Оно ведет ЧЕРЕЗ городки и поселочки. Вот на него и хотим попасть.
Хм.... это оказалось что-то! С трассы стрелочка-указатель «Симеиз». Въезд в населенный пункт.... может конечно нам так повезло. Выбрали.... Но, через пол-сотни метров дорога круто пошла вниз. И не просто круто.... ширина «улицы» стала немногим шире машины, повороты такие, что «Паджера» проходит их со второго-третьего «тычка». А уклон — подумываю не включить ли понижаечку.... и это именно улица! По обочинам заборы и дома чередуются с участками ну совершенно диких зарослей! И снова заборы и дома.... Эдакая «хроника пикирующего бомбардировщика»... тьфу, пикирующего Паджерика )))) КАК они тут разъезжаются на встречных????
Выбрались таки на одну из основных улиц. Пошире. 
Явно, что такое «ровная горизонтальная поверхность» тут никогда не слышали! ))) Улица, как «море волнуется раз...» , на каждом следующем участочке свой уклон! 
Зато много красивых домов старой постройки. И много мрамора. Лестницы, перила, оградки улиц. Красивые, но запущенные и потрескавшиеся, перекореженные корнями деревьев, пересохшие фонтаны.... Конечно, так не везде. Есть и современные, свежие постройки, есть и аккуратно ухоженные, чистенькие старые пансионатики... 
Но, все ж неприятно поразило.... как в другой мир заглянул. Мир апокалипсиса — Улица в Алупке, одна из центральных. Остановились, искать ночлег. Пока Оксана беседовала с бойкой продавщицей маленького магазинчика, мы с собакой «пошли погулять». 
Представьте — с центральной улицы вниз уходит мраморная, с резными оградками, лестница. Впереди-внизу явно парк. Темнеет уже, фонарей в парке нет. Совсем. Но, нам-то с собакой «нужна травка»... ))) идем по лестнице. Как в омут погружаемся. Шум и огни улицы остаются позади. Все дальше. Плиты ступеней под ногами начинают «плясать» - трескаются, расползаются под разными углами. Площадка видимо когда-то мощеная камнем, едва покрытая следами асфальта, в буграх от корней деревьев. Бренные останки мраморной-же скамьи. Посреди площадки высится странное сооружение окруженное фрагментами невысокого бортика. Тоже все мраморное... не сразу сообразил — фонтан с аллегорической фигуркой кого-не-понятно. Дальше, в темноту, уходит аллея.... Смыкаются над головой кроны столетних деревьев. Для полного антуража не хватает таинственного скрипа-в-ночи и блуждающих зеленых огоньков-глаз-в-кустах.... 

А травки нет! )))) Крутой-склон-в-темноте. Косяк. Вернулись ни с чем. 
Пока ходили, Оксана-свет-Григорьевна договорилась о ночлеге. «Тут рядом». Перегоняем машину. 
Переулок по параболе уходящий вверх. Между сужающимися стенами домов. Понимаю, на таком уклоне, машину «на парковку» ставить нельзя, а «ручника» у меня нет. Да и будь он, не рискнул бы так оставлять. А тут еще выяснилось, что «сосед с низу тоже тут машину оставляет»! Угу... будет к утру куча-мала из машин. Нафик-нафик!

Разгружаемся и перегоняю авто из переулка вниз. До улицы. Метров 200 от гостинички. Тоже головная боль — мало того, что улица не широкая и машину еще примостить надо, так и на вопрос «а у вас тут спокойно? Можно оставлять транспорт?» хозяйка пожала плечами и ответствовала как-то не уверенно: «Зять оставляет иногда. Пока вроде ничего».... Дааа ужжж....

Ну в почти десять вечера, да за 300 руб/койка придется рискнуть. Сама гостиничка вполне кстати приличная. Даже с бассейном во дворе.

Изображение

Изображение

Изображение


Утро выдалось солнечное. Пили кофе на балконе и любовались сверкающим морем через крыши домов. Лепотааа...
Небольшая прогулка по окрестностям Воронцовского дворца. Красивый парк, интересна архитектура, но это не наш формат отдыха. Хотя идея приехать сюда в октябре, и гулять любуясь осенними красками — понравилась.
Спустившись «короткой тропинкой» в морю, вдруг на прибрежном валуне увидели табличку:«Скала Айвазовского»

Если верить интернету, одно из любимейших мест художника. Здесь он рисовал многие из своих знаменитых картин.


 
;