суббота, 9 августа 2014 г.

Крымская разведка 2014. Часть1. Порт "Кавказ"-Керчь-Казантип

Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек,
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!


     Как-то так сложилось, что я очень давно хотел попасть в Крым: много читал о нем, слышал кучу восторженных рассказов, но судьба все время водила другими путями. Не однажды строились планы, которым не суждено было сбыться... потом Крым стал территорией другого государства... не то, что бы это мешало, но... Так идея и висела в воздухе. И выбросить жалко и воплотить не складывается.
     И вот поздняя осень 2013 года. Сезон активных поездок закончился. В прошлом остались башни на крутых склонах Ингушетии, приключения «Среднего Дона», красоты Карелии. Осень вступила в свои права, да и «работе время, потехе час» ни кто не отменял. Дела, заботы.... МишаМиша опять заскучал. Ничего не происходит! Должен сказать его скука выражается весьма своеобразно! Он начал ходить кругами, и пугать окружающих резкими сменами настроения от «кудакогдапоедем», до «фсЕ продам СИМИсяТку и куплю пузотерку, буду по асфальту ездить»! И это в перемешку с бредом «поеду-в-Воронеж-куплю-шиисятку»!!! Словом осенняя депрессия у человека, спасать надо.
     Своих в беде не бросаем!
     Достал, отряхнул от пыли идею «КРЫМ». Миша притих, пожал плечами: «А что там?» Оказывается он тоже не бывал в Крыму. И я начал собирать информацию к поездке.

Удивительно сколько всего можно найти если задаться целью! )))) Интернет — великая вещь! Но, выстрелом в сердце стали ночные фотографии с вершины Демерджи Сергея Титова:


ВСЕ! ЕДУ в Крым!!!
     23 февраля 2014 всей потенциальной компанией собираемся у МишиМиши дома «для обсуждения планов». У меня к этому времени практически готова презентация, наброски трека маршрута. Примерный план по времени. Пытаюсь «рассказать красиво», однако «переизбыток» детей (собрались-то семьями) сводит усилия «на нет». И только Миша прислушивается и присматривается.
     - Я заинтригован — выдает заключение.
     - Едем? На майские?
     - Да!

И тут опять вмешивается Его Величество Случай.
      Кто бы мог такое предвидеть? С первыми днями весны новостные каналы буквально «взорвались»! Каждый день приходят все более и более «горячие» новости! В Крыму почти Революция! Крым отделяется от Украины! Объявлена дата Референдума!! Что будет и чего ждать — неведомо совершенно!
     Ежедневно слушаю новости, читаю крымские форумы.... даже нашел старый e-mail и восстановил, уж 10 лет как, утерянное знакомство с крымчанкой (алуштинкой) Майей — держу «руку на пульсе»!
     Соэкспедиционеры периодически звонят с вопросами: Слышал что ТАМ происходит? Что думаешь? Может отложим??? Даже я начинаю колебаться. А какаая мечтаааа пытается разбиться!!! Ужель не судьба???? (тут по неволе засомневаешься!)
     Чем ближе май, тем «горячее» новости!
     Наши сплоченные ряды «дрогнули». МишаМиша, Миша(Novice) и «папаВадим» (Vts), с семьями, построились журавлиным клином и улетели в Калмыцкие степи «на тюльпаны»....
СУДЬБА????ФАТУМ???!! «Крым» снова не состоялся????!!!


      Ну да «пути господни неисповедимы». Примерно в это же время СергейКраснодар кардинально меняет свой подход к путешествиям. (Видимо 200-ка висящая на стропе над обрывом оставила неизгладимое впечатление в душе - Экспедиция "Тихий Дон 2013") Он скоропостижно меняет УАЗа на 80-ку и стахановскими темпами достраивает из нее экспедиционник!
Майские уже на пороге, МишаМаша окончательно «слился», но Сергей машину достроил и горит желанием ее испытать!!!
Прочь сомнения! УРА! Едем!




Старт!
      Наблюдая крымский форум 4х4 и сообщения новостных каналов, знаем о огромных очередях на паромной переправе «Порт Кавказ — Керч». Вперед «засланный казачек», ой простите, «разведчик» так же сообщил, что они стали в очередь в 04.10 с 30 апреля на 1 мая и попали на паром через 22 часа.... мда...
      Назначаем старт на час ночи 2 мая. Поедем по холодку и к парому (к очереди на него?) выйдем часикам к 5 утра. Весь день перед стартом медленно и лениво укладываю машину. Что можно было за час сделать растянул на пол-дня. Вечер тянется бесконечно, кажется стрелки часов остановились.... Видимо не я один маялся! )))) Сергей был у меня уже часов в 10 вечера. )))
       Попили чайку... нет... надоело! Стартуем! Там «покурим».
       Мой заслуженный «Паджерик» тихо урча новым сердцем (первый выезд после замены движка) глотает километры пути. Ночная трасса пуста и спокойна. Проверили радиосвязь. Серега «хвастается» новыми фарами. Дааа... ксенон с правильной оптикой это сила! (но ценник!! Ценник!!! 30 т.р. - афигеть! Жаалкоо!!)
       На выезде из Славянска-на-Кубани заезжаем на «Роснефть» попить кофейку. Ну нравится мне ихнии кофемашины! ))) Любуемся светящимися зонтиками! Праздничное настроение.

Примерно в три ночи проезжаем грустно стоящих у обочины, на КПМ «Ильич», гаишников. Даже не останавливали. Проводили взглядом. И снова тишина и темень разрываемая светом фар. До «Порт Кавказа» остаются считанные километры, трасса пуста и это вселяет робкий оптимизм.... Наивные!
      Лихо проходим очередной изгиб дороги и … упираемся в машущего полосатой палочкой гаишника. За его спиной какой-то темный вагончик и столб чистого света покачивающийся на ветру (мечи джедаев помните, вот ЭТО смотрелось так-же, только толщиной с телеграфный столб и высотой метров шесть!!! ))) ) Автономная осветительная установка.
Высовываюсь из машины:
     - Здравствуйте! Далеко еще до Порт-Кавказа? Большая ли очередь?
     - Здравствуйте. Лейтенант … бур-бур-невнятно... до переправы 9 километров. Ну а Вы собственно приехали. ЭТО хвост очереди.... показывает на стопсигналы какого-то авто метрах в 15-20 за «световым мечем».
Упс.... а я уж размечтался....
       Ну да горе не беда, к чему-то подобному мы были готовы. Стали в очередь, откинули спинки кресел. Дремлем. Утро вечера мудренее.
       Через какое-то время проснулся от стука в окошко. В темноте плохо видно. Мужичек машет руками и показывает вперед. О! Оказывается вдоль колонны идут казачки и будят спящих водителей. Видимо приходил паром и очередь сдвинулась метров на 100. Спасибо! Приятно удивлены организации.
        Так и движемся постепенно. Вовремя мы приехали! За нами тянется быстро удлиняющийся хвост из машин.
Рассвело.





Организация очереди продолжает удивлять. Каждые 400 метров стоит вагончик со «световым столбом» - стационарный пост МЧС. Каждые 100 — минимум одна кабинка туалета. И так до самого терминала. Примерно за 3 км от «ворот» появились пункты бесплатной раздачи чая и бутербродов.     А за ж/д переездом установлена сцена с которой «народные коллективы» в режиме нон-стоп ведут концерт.
          Вообще, похоже краевое начальство заранее получило хороший нагоняй из Мааасквы — накануне 1 мая весь грузовой поток перенаправили через Новороссийск, целый день вдоль очереди катался кортеж служебных авто с «главным гаишником края» внутри. А, говорят, лично Золина раза четыре облетала очередь на вертолете — держит руку на пульсе.

Правда все эти усилия не мешали экипажам авто с номерами 77, 50, 99... брюзгливо критиковать «этих кубаноидов», которые «не могут навести у себя порядок» и «разобраться с очередью». А так же «не вкусно и однообразно кормят» (бесплатно) и «концерт примитивный».... ))))) Хотелось бы знать — как они принимают свои пробки на ежевоскресном въезде в Москву? )))

Здравствуй Крым!
       На паром попали к 22.30 3 мая. Итого ждали 17 часов. Чтож, это лучше чем 22-а накануне. Причем нам повезло, мы попали на «большой» паром. И дело даже не в количестве машин, которые он берет. Он намного новее и комфортабельнее.


 А вот полюбоваться самой переправой можно считать и не получилось. Пока загнали машины, пока разместились, совсем стемнело.Ну и ладно, красоты переправы оставим на следующий раз.

Паромная переправа нам обошлась в 2000 руб (машина длиной от 4,21м до 5,10м - 1704 руб. и 162 руб/чел) http://www.pereprava.com.ua/ сайт переправы.
Высадка на крымский берег прошла несколько сумбурно.... это больше напоминало присказку «и они каак ломанулись».... ))) Мы с Сергеем еще на борту вроде как обсуждали дальнейший план движения, да видимо у меня было более благодушное и спокойное состояние. Ну не готов я как то внутренне оказался к произошедшему дальше!
Паром причаливает, степенно и солидно опускает трап.... и стадо машин взревев моторами и «расталкивая друг друга бортами» кидается на берег... «Паджеру» подхватило потоком и понесло! Едва успеваю осознавать неожиданные повороты дороги (темно, совершенно не знакомая дорога, свет фар и отдельных фонарей, выезд по «змейке» постоянно уворачиваясь от мечущихся в хаосе попутных машин...) «Крузер» Сергея мелькает впереди. Похоже он решил взять приз в этой гонке!
        Вроде вырвались. Попутных машин становится все меньше. Основную массу мы просто опередили! ))) Можно выдохнуть, расслабиться и осмотреться. Всеж впервые на этой земле!
Однако, Крузер впереди похоже и не собирается сбрасывать скорость!
       Пытаемся не отстать, судорожно вертя головой и пытаясь одновременно смотреть на колдобины дороги, и ночной город вокруг.
     В темпе калейдоскопа мелькают очень чистенькие, ухоженные улочки, невысокие, аккуратно побеленные домики и заборы. Краем глаза успеваем заметить палисаднички и много зелени... Не богато все, я б даже сказал, бедненько, но все аккуратно ухожено, подкрашено. У нас как-то не так. В Керчи намного чище! А еще бросилось в глаза почти полное отсутствие автомобилей. Нет, не тех, что снуют по Краснодару, толпами, даже глубокой ночью, во всех направлениях, транспорта там на дороге нет! Удивительно, практически нет и машин припаркованных у домов! То есть практически совсем! Пусто! Удивленно обмениваемся с Оксаной репликами на эту тему. Упс, засмотрелся, Паджеру ощутимо кинуло на какой то неровности проезжей части. Вернул глаза на дорогу.
     Между тем, наш «лидер ушел в отрыв». Интересно, куда он так несется? Будто черти гонятся!
        Керчь осталась позади. Навигатор еще не включен (Я ж в нашей экспедиции за навигацию отвечаю! Оксана более «по кухне и художественному фото» специализируется.... а рулить и прокладывать курс одновременно...) Стрелочка спидометра качается за сотней... дорога асфальтированная, почти без рытвин, но не широкая и с такой «колейностью», что на этих «волнах» Паджеру кидает как в хороший шторм! Приходится по взрослому бороться «со штурвалом». А Крузер приветливо подмигивает габаритами где-то далеко впереди! Чертов спринтер! )))
      Наконец эта скачка мне надоела и нам удалось отловить в салоне рацию....
      - «Серега, куда летим, кого догоняем???»
      - На Казантип!
      - ?????

     Оказывается он НА ТЕЛЕФОНЕ включил «Навител» и чешет «по маршруту».
Еще в очереди на паром мы обсуждали возможные места ночевки. Я «ткнул пальцем в карту» - Казантип! Ну название мне нравится. Потом обсуждались другие варианты. Потом что-то отвлекло... Словом я был уверен, что место ночевки еще будем согласовывать! )))) (Куда спешить? Отдыхать же едем....) ))))
     75 км на северо-запад от Керчи. 23.50 московское время после 17-и часового «стояния в очереди». Ни кто из нас там, не то что не был, даже фото не видел. Я только читал про недостроенную атомную станцию и «первый Казантип проходил там». И что? Когда нас останавливала неизвестность???? Согласовали снижение «крейсерской скорости колонны» - нефик так скакать!
 И ВПЕРЕД! )))

Казантип
     Ночные дороги восточной части Крыма пустынны и темны. Мы тут у себя привыкли, что «трассы республиканского значения», почти повсеместно, широки, иногда освещены, и уж всегда имеют если не разделительные отбойники, то хорошую разметку точно! Здесь все не так. «Автострада» Симферополь-Керчь более похожа на какую-нибудь нашу второстепенную районную дорожку. Разметки практически нет, знаков минимум, местами колея такая, что машину кидает по всему полотну. Что не мешает редким местным легковушкам и «газелькам» летать ракетами. Привыкли!
     Особо описывать эту часть пути нечего. Было темно. Иногда проскакивали через спящие поселки. «В ночи все кошки серы» - поселочки чистенькие и «одинаковые».
Вдруг дорога делает очередной поворот и.... мы попадаем на освещенную центральную улицу «городского микрорайона»! Это было как если ехать по какому нибудь дачному поселку Знаменскому и вдруг выскочить на улицу Сормовскую в Комсомольском микрорайоне! Кругом 5-и, 9-и этажные дома. Клумбы. Фонари! Слегка прифи.... крутим головами... ап... «город» остался позади! И снова темная дорога и глиняные «мазанки» иногда по бокам.
Оказывается это был городок Щелкино
Историческая справка:
    Основан в октябре 1978 года как посёлок строителей Крымской АЭС. В 1984 году стройка объявлена Всесоюзной ударной комсомольской. В 1987 году строительство почти остановилось и официально заморожено в 1989 году в стадии 80 % готовности ввиду того что участок застройки был признан геологически нестабильным.
Кроме этого близ города была построена и какое-то время работала солнечная электростанция. Также было установлено около двадцати ветрогенераторов, которые работают по сей день.
С 1993 по 1999 годы в районе Щёлкино проводился ежегодный фестиваль электронной музыки «КаZaнтип».
В 2007—2008 годах на мысе Казантип проходили съёмки фильма «Обитаемый остров»(режиссёр — Фёдор Бондарчук)
Промышленные предприятия в городе отсутствуют. Основой материального дохода жителей города является туристический и торговый бизнес: кафе, бары, развлекательные заведения.

    Вот и Мысовое. За ним начинается мыс Казантип. Сергей хоть и успел напялить на «Крузера» экспедиционный багажник, а «люстра» есть только у меня. Мне и «водить»(с) поиск места для лагеря. Генштабовская карта показывает несколько дорожек на верх, на местности же все интересней. В свете фар стеной стоят домики и сарайчики разной степени достроености. Явно — знаменитые крымско-татарские самострои.
      Включаю «полную» иллюминацию и крадусь узкими даже не проулочками — проходиками вверх по склону. Протиснулся. Поле и вправо-влево убегают «натоптанные» колеи. Море левее - поворачиваю туда. Подъем с поворотом и с ходу, с верхушки холма, всеми шестью прожекторами «люстры» упираюсь в.... примостившийся на соседнем взгорке армейский пост радарного наблюдения!!!

     Упс! Чьи вояки не понятно. Да и время сейчас нервное... «врубаю заднюю» пока стрелять не начали... нафик-нафик!
    Пробую дорожку в право от перекрестка и метров через сто-стопиисят утыкаюсь в шлагбаум и заборчик - «Кзантипский приподныйзаповедник» гласит строгая табличка. «Проезд, проход... стоянка с палатками...» и по моему даже дышать — категорически запрещено!
А спать-то хочется! Уже больше суток «на колесах». Ткнувшись еще в один проселок и снова «найдя» шлагбаум (в чистом поле, без забора) решаем свернуть на 90 град. К дороге и перевалив за хребтик ставим лагерь. Все! Спать-спать!!!
Утром проснулся от солнечного лучика заглянувшего в глаз прям через не плотно закрытую шторку палатки.
Вышел... ЛЕПОТАаааа то какааая!!!(с)





 
;