среда, 6 августа 2014 г.

Крымская разведка 2014. Часть4. Пещерный город Бакла-Бахчисарай- Пещерный город Чуфут-Кале-Пещерный город Эски-Кермен

Фотоальбом №2 в статье (Бакла) Фотоальбом №3 к статье (прочее)

Пещерный город Бакла

Изображение

Сайт «Пещерные города Крыма». Бакла с планами городища.

Большую часть ночи шумел дождь. Честно говоря даже немного стал волноваться. По дороге к этому месту ночевки мы спустились, через перелесочек. По не длинному, но крутому глиняному склону с хорошей колеей. Плохо то, что на обратном пути, на скользком склоне, там не за что будет лебедиться — на верху большое поле, и разогнаться в подъем тоже негде. Проблема не критичная. Внедорожного опыта хватит для решения. А вот время потерять можем. С тем и уснул под шелест капель по крыше палатки.

Утро встретило пением птиц и ярким солнцем. Одна из самых красивых ночевок, за все путешествие.

Реалии современные таковы, что почти все такие «объекты» детьми и внуками Остапа Бендера уже «облагорожены» с целью успешной продажи отдыхающим билетов «для входа в «Провал». Удивительно, но сюда «рука цивилизации» еще не добралась.

Не тронутая трава, выше колена, пропитана водой так, что как будто в брод идешь но речке. Сапоги не спасают, мы мгновенно вымокли почти до пояса, хотя разве эти мелочи могут помешать наслаждаться простором и тишиной!!?

Изображение

Утром стало понятно, что мы вчера совсем чуть-чуть не доехали до перекрестка, откуда дорога ведет наверх, к самому пещерному городу.

Собрали лагерь, и двинулись наверх. Не сложный подъем вывел нас прямо на плато, над пещерами. Немного забегая вперед, признаюсь, немножко пожалели, что не нашли эту дорогу вечером. Вырубленные в каменных склонах пещеры достаточно просторны, с ровным «песчаным» полом. Можно было даже палатки не ставить, а заночевать прям тут! Представьте только, ночевать в древних пещерах, с красивыми видами на долину! Романтика! )))

Достаточно широкая площадка, чтоб разместить небольшой обоз. Внизу у ног, зеленая чаша долины окруженная не высокими, пологими хребтами, невозмутимо взирающими на людскую суету сквозь стремительно мчащееся мимо время.

Изображение

Неровный, выветренный край обрыва, со следами явно ручной обработки камня. Вдоль края, на некотором расстоянии от него, частично разрушенные обвалами, размытые водой, а то и совершенно целые, в каменной плите вырублены углубления грушеобразной формы. Диаметр горлышка сантиметров 40-50, глубина уцелевших — 70-90. Все примерно одинаковой глубины и формы. Вокруг «горлышка» кое где сохранились круговые канавки. Предназначение этих емкостей не известно. Для хранения воды явно маловаты и слишком тщательно сделаны. Внутренние поверхности гладкие, практически отполированные. И мало их. Всего пара десятков, расположенных плотной группой, как банки в аккумуляторной батарее. Да, это одна из гипотез объясняющих их предназначение.

Уже не вызывает сомнение, что знания древних были много глубже и обширней, чем мы высокомерно думаем. На территории нынешней Сирии, при раскопках, были найдены глиняные сосуды, закрытые плотной крышкой и с медным стержнем внутри. Как это не парадоксально, наименее противоречивой гипотезой объясняющей их предназначение оказалась гипотеза о том, что это..... элементы питания... батарейки! Используемые например для электролиза. Есть находки ювелирных изделий и иных предметов с покрытиями, выполненными иначе как методом электролиза и не объяснить!

Крым же во все времена стоял на пересечении торговых путей. Здесь бывали путешественники всех времен и народов. А эти каменные сосуды в Бакле очень похожей формы, только больше... Загадка.

Изображение

С площадки, по карнизу, сбегает и прячется под массивным каменным козырьком истертая ветрами и тысячами ног узкая тропинка. Пещера — анфилада комнат и балконов, тянущаяся на сотни метров в обе стороны, иногда, ступеньками переходя на разные уровни. «Окна» прорубленные в камне то маленькие, едва-едва выглянуть, то огромные, делающие пещеру скорее похожей на греческий портик с колоннами, пропускают вовнутрь свет и воздух открытых пространств в то же время защищают от природных невзгод. В трудную годину эти окна и портики становились удобными укрытиями для бойцов оборонявших город от ворога внизу. Крепость!

Каждый шаг по тропе вниз погружает нас в Историю, кажется камни стен шепчут что-то голосами древних строителей и войнов, живших здесь в давние времена. Хотя... может это шутки ветра играющего в пустых пространствах?

Прямо у входа в пещеру, в широкой нише, случайно наткнулись на древнюю, тронутую тлением бесконечной череды времен, потрепанную ветром и дождями, с пожелтевшими от солнечных лучей страницами Книгу со странной, но в своей загадочности красивой, вязью символов и пиктограммам... Ветхие страницы покрыты не внятными значками, скобками, черточками и иными знаками на что-то смутно похожими. Если отрешиться от окружающей действительности - замшелых, выветренных ураганами и проточенных бесконечными потоками дождевых вод стен - чем-то похоже изображение интеграла... Необычная книга. Не просто так она тут. Возможно часть какого-то таинственного, мистического обряда? Опаленные, покрытые копотью камни... Следы жертвенного костра?

Серега аккуратно, поднял загадочный артефакт.... с почтением, осторожно, чтоб не повредить ветхие станицы, листаем манускрипт.... невероятно... чудом сохранившаяся последняя страница, почти разваливаясь у нас в руках, сообщает: «Учебник по высшей математике для начальных курсов не математических ВУЗов....» Ого! Вот это НАХОДКА! Прямое доказательство высокого уровня образования древних народов!!!

Да не простят нас археологи, поступили как самые настоящие «чОрные копатели». Утаили находку от Науки. Тайно увезли с собой и дома, в торжественной обстановке, вручили сей ценнейший артефакт в достойные руки иМарины — она у нас математик из клана математиков, преподаватель ВУЗа династический, кандидат физико-математических наук... пусть изучает древние знания! )))

Изображение

Вдоволь налюбовавшись бакловскими пейзажами и собрав в мусорные мешки другие ценные артефакты, следы пребывания в пещерном городе современных неандертальцев, двинулись дальше.

Меняем «вектор интересов», нас ждет «культурная навигация» - Бахчисарай. Ханский дворец и знаменитый Бахчисарайский фонтан!

Бахчисарай
Фотоальбом №3 к статье (Бахчисарай)
Он разный. Про современный Бахчисарай говорить особенно нечего. Все современные города похожи. Разве что где проглянет налет «местного колорита». А так — современный «унисекс», простите за выражение.

Старый Город — он другой! Из всех городов, что я видел, Бахчисарай ближе всего к Дербенту. Узкие, петляющие улочки. Белые, «мазанные» дома с узкими, высокими или широкими, сводчатыми окошками. Восточный орнамент плетений фризов зданий. И много зелени!

И везде «навязчивый сервис» - еще по дороге в сторону Дворца нас перехватил «добровольный помощник» татарской наружности с вопросом - «К Ханскому дворцу едите? Там дорога закрыта! Но, вот тут, через два квартала, есть стоянка. Там можно оставить машины и до Дворца дойти пешком. Да, не далеко! Всего метров 500!»

Нашли стоянку. Тут же подскочил еще один «помощник» восточных кровей - «стоянка платная. 50 рЭ/час.» Но, выяснив, что мы еще не были ни в пещерном Чуфут-Кале, ни в Успенском монастыре пообещал, пока мы будем осматривать Дворец, он вызвонит по телефону нам «отличного гида» и тот гид нас «везде проведет» и «все покажет»! На том и порешили.

По дороге попался настоящий «восточный базар» туристических товаров — татарские украшения и обувь (все исключительно ручной работы), кстати, совсем не дорого. ))) Китайские магнитики «Бахчисарай» и «ковбойские» шляпы.... а так-же всякие вязанные сумочки, пояски, шапочки... Оксана-свет-Григорьевна конечно же не могла пройти мимо. Став через какое-то время счастливой обладательницей мааалюсенького вязанного рюкзачка татарской национальной расцветки и орнамента (у коего уже через пол-часа отвалилась парочка внешних карманчиков и какая-то висюлька - «ну да ничего, легко починим»(с) ))) и татарских национальных черевичек — ичиг. Это такие «чешки», с высоко задранным носком (а'ля старик Хотабыч) сшитые из тонкой выделанной кожи, по универсальному лекалу. Сначала они не имеют «правого» или «левого» тапочка, а постепенно, в процессе носки, растягиваются по форме ступни.

Отдав должное «восточному базару» добрались до входа в Дворец. Кстати, выяснилось, что дорога вполне открыта, до самых ворот. И стоянка бесплатная есть. Не очень большая, но десяток двухколесных «дорожных крейсеров» московских байкеров тут вполне поместилось.

Изображение

Сам Дворец особого впечатления не произвел. Чувствуется, когда-то здесь была настоящая «восточная роскошь» да почти «сплыла». Как рассказала смотрительница — построен он был в 16 веке, в 17-м сгорел и был восстановлен, потом капитально перестраивался к приезду Екатерины II и Александра I. Еще до революции был открыт музей. А после революции — стал музеем «освобожденного татарского народа». Позже, после ВОВ вообще закрыт. (нет народа, нет и музея) Гос учреждение заняло пустующие помещения. В 1965 снова вернули музей. Реставрировали «чем было». И тем не менее, там есть что посмотреть.

Отдельно стоит рассказать о Бахчисарайском Фонтане! Ну кто не слышал этого названия?! Пушкин «вбросил в массы», и пошло....
«Бахчисарайский фонтан» — опера композитора А. А. Ильинского.
«Бахчисарайский фонтан» — балет Б. A. Асафьева
«Бахчисарайский фонтан» (1909/1910) — немой художественный короткометражный фильм Якова Протазанова.
"Бахчисарайский фонтан" - картина К.П. Брюллова (1849)

Там того фонтана! «И не пахнет»! )))) Более похоже на испорченный питьевой «фонтанчик» районного гор. парка. )))) И то... ))))

ПИАРщик тот Пушкин!!!! Мы решили, что заявился он с утрица в Ханский дворец, после богемно проведенной ночи.... не выспался... во рту сушняк... голова болит... пить хочется... а тут.... ну и накрыло его.... разочарование... ой, Вдохновение! ))) сочинил... Поэму! ))))

Изображение

Возвращаемся из музея обмениваясь впечатлениями и вдруг улицу накрывает гул низколетящего тяжелого самолета. Народ на улице удивленно задирает головы — над городом, на минимальной высоте проходит А-50 (Ил-76М) — русский «АВАКС». Через несколько минут двойка реактивных стратегических бомберов ТУ-160 и через минуту турбовинтовые ТУ-95. Следом, судя по специфической раскраске бортов, «Стрижи» на своих МИГ-29 и «Русские витязи» на Су-27. Самолеты поддержки... еще кто-то... не видно за деревьями. Все самолеты шли «в парадном строю». Словом, нежданно посмотрели практически весь воздушный парад.

На стоянке, возле машин нас уже ждала обещанный экскурсовод. «Упакованная» девица, лет 28, тут же принялась рассказывать как много она знает про историю города, как интересно мы проведем экскурсию, какие достопримечательности увидим.... на мой не очень настойчивый вопрос - «а скока-скока?» она сделала вид, что увлечена рассказом и «не услышала». Поскольку Серега меня в вопросе не поддержал, а опыт «крымских цен» говорил о «копейках», я не стал настаивать. А зря. Следовало бы.... экскурсовод из нее оказался.... мягко скажем — никакой. Разве что дорогу показала..... за полторы тыс.руб... Все ж к местному «сервису» следует подходить осторожно.... ))))

Пещерный город Чуфут-Кале
(http://luant.index.msk.ru/chufut/
Со слов экскурсовода ехать тут не далеко, но «дорога очень плохая»! Ну что сказать? Явно, по мнению этой слегка огламуренной фифы, любая дорога не вымощенная плиткой или свежим асфальтом — «просто ужасна»! Сама виновата! «Назвалась груздем»... Видела ж к кому «сватается»!

Одну из наших машин решаем оставить на стоянке. Грузимся в Серегиного Крузера, помещаем экскурсовода на штурманское сидение и едем через лабиринт старых улочек к плато Чуфут-Кале.
К пещерному городу ведут две дороги. Нужно сказать, что Чуфут-Кале не совсем «пещерный город» в том понимании как представляется из названия. Это практически плоское, сверху, плато, с отвесными стенами, далеко выступающее из тела горы. Такое естественное укрепление, относительно доступное только с одной стороны.

Из долины, по более пологой стороне была проложена дорога к воротам крепости. Парадный вход. До сих пор следы той дороги «читаются» на плато, хотя сейчас подъезд сделан совсем с другой стороны, из другой долины. Он еще более пологий, но намного длиннее чем изначальный.

Изображение

И существовали тайные ворота. Не широкая расщелина в скале, спуск с плато в узкое, заросшее (в те времена) извилистое ущелье. Ее тоже укрепили стеной и «сторожевыми» пещерами. Там же, ниже ворот и немного в стороне, были оборудованы потаенные емкости для воды. Случайные чужаки туда не забредали, (разведка как таковая была «изобретена» только в 19 веке) и город вполне спокойно мог выдерживать осады, не теряя связи с внешним миром.

Ирония судьбы — теперь значимость дорог поменялась с точностью до наоборот! «Тайные врата» служат основным туристическим путем: через который идет поток народа, а «главная дорога» стала поистине «тайной тропой» о которой мало кто знает. Бывшие городские ворота закрыты на замок и чтоб попасть вовнутрь, даже добравшись на машине к самым стенам, приходится идти вокруг, к «тайному порталу»! )))

О пещерах. Чуфут-Кале: название переводится с крымскотатарского языка как «еврейская крепость» — строители города, караимы, считаются татарскими евреями. (Этот богоизбранный народ удивительно распространился по миру. В Махачкале, в дагестанском историческом музее видел, например, и «национальный костюм горных евреев» - такая народность! ) Город стоял на скале, и чтоб строить дома материал для них (с чисто еврейской находчивостью))) ) брали прям под ногами! Вырубая в скале пещеры. Прям под будущим домом. Вот сразу и подвал, и хлев, и хозяйственные пристройки ))))

Кстати, когда Российская империя в первый раз присоединила Крым к своим владениям, и жизнь стала безопасней, жители просто разобрали дома, и из этого материала построили Старый Бахчисарай — в долине рядом. «Евреи».... что сказать! )))

В устье того ущелья, куда выводили «тайные ворота», расположен «Бахчисарайський Свято-Успенський чоловічий монастир» Тоже старинный. На его территории до сих пор сохранилось кладбище «православных воинов, за веру и Отечество на брани убиенных» во время крымской войны 1854-1855гг. Тогда монахи организовали в своей обители госпиталь, где лечили раненых русских солдат.

Монастырь по местным традициям тоже «пещерный». Многие часовни и практически все кельи вырублены в стенах ущелья.

Изображение

Попали туда уже вечером, часиков около 7-и, поэтому пришлось удовольствоваться только внешней, обзорной экскурсией.

Кстати, на скале, над монастырем, проступает в камне икона. Туристы видят ее. Но когда мы спрашивали монахов, все отрицали ее существование. Странно!

Вернувшись на стоянку за Паджерой и рассчитавшись с нашей пАнтовой, бестолковой «экскурсоводкой» двинулись искать место ночевки. Наш путь лежит к следующему пещерному городу.

Эски-Кермен
Историческая справка: Эски-Кермен - пещерный город-крепость. История города начинается с конца VI века н. э. А просуществовал он до конца XIV века. Представляет из себя около 400 пещер, вырубленных в скалах. Основная часть из них появилась в XII—XIII веках как хозяйственные помещения.

Вечер. Еще не сумерки, но ложатся уже на землю длинные тени, придавая окружающим пейзажам эдакое умиротворение.... Пологие холмы оживляемые живописными скалами. Тихие речушки. Аккуратные домики. Зелень свежей, не опаленной еще летним солнцем, травки. Пастораль.... и только названия поселочков, через которые проезжаем, диссонируют с этим пейзажем. Фронтовое, Танковое... а так — сельская идиллия!
Подъезжаем к «Т»-образному перекрестку. О!!!!! Что-то место знакомое???!!!

Изображение

- Усе меняется, операцию будем производить у Белой Скалы.
- Почему не на Черных Камнях?
- Там днем слишком людно.
- Но у Белой Скалы нет клева.
- Клев будет, это я беру на себя! Клевать будет так, что клиент позабудет обо всем на свете! (с)
Помните к/ф "Брильянтовая рука"?

Врут! Все врут киношники!!! Тут до моря километров 30-40 и горы по прямой! А сама сцена рыбалки снималась в Туапсе на скале Кисилева !!!)))

Еще некоторое время пропетляв по старым асфальтовым дорогам (состояние покрытия такое, что народ, рядом, по краю поля накатал параллельную грунтовую дорожку) вышли на «финишную прямую». Холмистая долинка по которой ехали постепенно, с боков, зажимается скалами, дорога перестала петлять как заяц и рванулась вперед, среди виноградников. Впереди, как рубка корабля рассекающего волны, высится из леса скала в вершине которой прорублены окна пещеры. Скала «Сторожевая башня»! Мы рядом!

Солнце давно село и заметно наступают сумерки, мы увеличили скорость, чтоб не разбивать лагерь совсем уж в темноте. Навигатор говорит, что «до точки» осталось 400 метров и...... мы с ходу вылетаем на небольшую площадку и упираемся в глухой, плетенный из прута забор упирающийся в скалы с обоих сторон долинки.

Упс!

Красочный плакат на заборе радостно нас информирует: «Туристическая база "ЭСКИ-КЕРМЕН" - эксклюзивный отдых в горах Крыма!» и продолжает — сауна, клуб ценителей массажа, ресторан, номера «люкс»... «команда массажистов, психологов, инструкторов по йоге и другим оздоровительным практикам готова сделать ваш отпуск максимально полезным для здоровья по доступной цене.»

Хм.... неожиданно.... стрелка навигатора показывает точно за забор — 200 метров, дорога на карте тоже идет прям через этот «оазис».... но, нам-то точно ТУДА не надо! Не затем ехали!!!!!

Экспресс-разведка в сгущающихся сумерках обнаруживает глубокую колею огибающую скалу с другой стороны. Нам подходит! Сворачиваем туда, объезжаем плато Эски-Кермен вокруг и уже в темноте начинаем карабкаться по крутой, сыпучей дорожке на верх, к нижним пещерам.

Впрочем, на самый верх попасть не удалось. Дорога закончилась мааленькой, кривой площадкой, явно служащей местом разворота «кроликовозов». Дальше только пешком или на квадрике.

Спустившись немного назад, нашли подходящую опушку и стали лагерем.

Изображение

Рано-рано утром проснулись от стрекота квадрика. По моему едва-едва шесть утра наступило! Позже оказалось — последователи сына турецкоподданного мало спят и «много работают». «Посты-и-секреты» для отлова «диких» отдыхающих, с целью их... обилечивания... заступают на вахту едва рассветет! «Граница на замке»!!! )))

На верху мы пробыли не долго. Честно говоря, на третьем за два дня «пещерном городе» уже несколько приелось... Красиво, интересно.... но уже так не «цепляет». Хотя, масштабы «камнеройных» работ тут еще поболее, чем в предыдущих!

Здесь некоторые скалы «выедены» до состояния почти «яичной скорлупы». Представьте трехкомнатную квартиру... площадью эдак 50-60 самых что ни на есть квадратных метров... с хлевом, хоз. комнатами и даже лоджией-балконом над отвесной, 20-и метровой, стеной!!! Или храм со сводчатыми потолками в котором вполне поместятся человек 100....